Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При поверхностном рассмотрении имеющихся теорий происхождения государства становится очевидным, что они могут быть подразделены на две основные группы: государство возникло в процессе естественного развития общества (это теории формирования политических элит без прямого насилия: теологическая, патриархальная, органическая) и как насильственный акт (теория насилия и материалистическая теория). Но так как ни одно явление в мире не протекает в чистом виде, можно предположить, что, скорее всего, естественный, можно сказать, эволюционный, и насильственный путь, если можно так выразиться – близкий к революционному, пути возникновения государства, скорее всего, объединяют в себе действия и того, и другого характера.
Даже в рамках одной теории речь идет, скорее, о преобладании того или иного фактора в процессе возникновения государства, нежели о единственности его проявления. Например, одна только материалистическая теория выделяет три группы основных особенностей возникновения государства, свойственных, во-первых, афинскому государству, в котором государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества – между теми, кто в дальнейшем стал демосом и аристократией; во-вторых, римскому государству, в котором родовое общество, захватившее соседние, менее развитые народы, становится социально замкнутой аристократией, противостоящей многочисленным и бесправным плебеям, которые в последующем побеждают и создают раннее государство на развалинах родового строя.
Примечательно, что все теории происхождения государства возникали как стремление найти обоснованное объяснение того, как получилось, что в практически социально однородном первобытном обществе одна, меньшая, группа людей возвысилась над другой, большей, и начала властвовать, а последняя почему-то с этим согласилась. Чем правдоподобнее было это объяснение, тем обоснованнее сама теория.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты в судебном порядке авторских прав.
Предмет исследования является научная и учебная литература в сфере теорий происхождения государства.
Цель курсовой работы – проанализировать следующие теории происхождения государства: патриархальная, насильственная, договорная.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение патриархальной теории происхождения государства;
- исследование насильственной теории происхождения государства;
- проведение анализа происхождения государства в точки зрения договорной теории.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, статистическими данными.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, тремя параграфами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Патриархальная теория происхождения государства
1.1 Исторические этапы становления и развития теории
Исторически первой стала патриархальная теория, трактующая происхождение государства как результат исторического разрастания семьи. Платон в трактатах «Законы» и «Государство» проводит идею моногамной патриархальной семьи как не только базовой ячейки государства, но и социальной, соответствующей природным потребностям человека; отсюда – и государство, выросшее из патриархальной семьи, должно рассматриваться как адекватное природе человека – и биологической, и общественной одновременно. Аристотель как ученик Платона тоже видел в патриархальной семье начала государственности, при этом шел дальше, считая аристократию одной из лучших форм правления, а соответствующий аристократии брак, при котором муж – глава семьи, благодаря своим достоинствами был способен предоставлять жене все то и в полной мере, что ей действительно требуется, лучшей формой брака. Подобные взгляды на происхождение государства разделялись Конфуцием, Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. Михайловским и другими учеными .
Патриархальная теория находила своих сторонников практически во все времена. Так, Роберт Филмер (1588-1653), будучи бескомпромиссным роялистом, в своем единственном произведении «Патриарх», основываясь на тексте Библии, античной истории, истории Англии, утверждал, что власть монарха - отеческая, как власть отца над детьми, так как монарх – потомок Адама как главы человеческого рода, а род – основа государства. Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» основывается на результатах исследований американским этнографом Л.Г. Морганом (1818-1881) жизни диких племен. Л.Г. Морган отмечал, что первоначально семья была групповой и только в результате эволюционного развития стала моногамной. Согласно Ф. Энгельсу (1820-1895) государство формировалось ввиду постепенного превращения частного домохозяйства патриархальной семьи в отрасль общественного труда, приобретения отцовским воспитанием детей в семье общественных черт воспроизводства социума.
Российский социолог Н. К. Михайловский связывал патриархальный путь формирования государственной власти с достижением общественного идеала, который обязательно включает в себя добровольное подчинение. И в этом опять же усматривается связь теории патриархальной и насильственной, хотя Н. Михайловский сторонник только первой из названных. По его мнению, государство изначально призвано быть защитником членов общества и объективным арбитром их конфликтов. Несмотря на искусственный способ формирования, миссия государства неизменна: максимально обеспечить интересы общества в целом и каждого его члена. Поэтому зарождение власти Н.К. Михайловский усматривал именно в семье, так как этот общественный институт основан на заботе более сильных о менее сильных членах. Хотя общинная власть схожа с семейной, она уже имеет элементы отличия, так как носит политико-идеологический характер и является властью политической, иногда инородной этому обществу. По мнению Н.К. Михайловского, патриархальная теория имеет консолидирующее значение и для современного общества. Она призывает каждого члена активно участвовать в развитии общества, является основой патриотизма, а правителя – сдерживать свои личные интересы для реализации общественных интересов.
1.2 Основные положения патриархальной теории
Патриархальная (от «патриарх» – родоначальник) концепция представляет воззрение, согласно которому общество и государство возникли из семьи, «а общественная и государственная власть – из власти отца семейства». Верность этой теории доказывается историей всех народов Земли: первобытная семья разрослась до рода, прирастая новыми членами, объединяясь с другими родами – до соседской общины и т.д. Кроме того, верность этой теории подтверждается потребностью древних обществ в централизованной власти (аналог отца) и инстанции той иррациональной милости, которая не столько противостоит, сколько на высшем уровне дополняет справедливость (аналог матери), в опоре на опыт старейшин (аналог дедушек и бабушек), испытывать теплые, в существовании братских чувств друг к другу. Очевидно, что именно эти чувства порождают ту пассионарность (по теории Л.Н. Гумилева) , которая порождает жертвенность отдельных людей ради жизни рода и без носителей которой общество не выжило бы в экстремальных ситуациях природных стихийных бедствий, войн и собственных неустроений. Таким образом, любому человеку даже на основе собственного опыта и ощущений патриархальная теория будет казаться самой достоверной.
На потребность людей объединяться с себе подобными и ее роль в формировании государства и права обращал внимание и представитель юридико-социологического направления в юриспруденции М.М. Ковалевский, который считал, что право и государство формируются под влиянием необходимости объединения в рамках стада, рода, племени для совместной борьбы за выживание на началах солидарности. «Право зарождается вместе с первыми общественными союзами и отвечает одному с ними запросу на солидарность сперва тесных, затем все более и более широких групп» .
Теория происхождения государства из семьи включает в себя два основных направления: патриархальное и матриархальное. Нужно сказать, что есть и третье - происхождение государства из групповой, не парной, семьи, но едва ли такую «семью» можно таковой считать. Скорее это община – родовая или соседская. Говоря о первых двух направлениях, можно привести